Дистанционное мошенничество — вид мошенничества, при котором виновный, чаще всего используя компьютерные и телефонные сети, воздействует на сознание потерпевшего путём обмана, склоняет к передаче имущества удалённым образом.
Некоторые способы совершения дистанционных преступлений в сфере мошенничества:
- Хищение денежных средств под предлогом звонка от имени сотрудников банка и правоохранительных органов. Гражданину сообщается о несанкционированном списании средств с его счетов, и предлагается перевести их на «безопасные счета», которые предоставляют злоумышленники.
- Мошенничество под предлогом внесения предоплаты за покупку товара в сети Интернет. После перечисления предоплаты лицо, её получившее, на связь с покупателем не выходит и свои обязательства не исполняет.
- Кражи денежных средств посредством фишинговых ссылок, направляемых гражданам при попытке купить или продать товар в сети Интернет.
Преступления, связанные с дистанционным мошенничеством, отличаются от традиционных преступлений за счёт отсутствия непосредственного контакта преступного лица с потерпевшей стороной, что обеспечивает сложность в расследовании.
Чтобы не оказаться жертвой мошенников необходимо знать следующее:
- сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них однозначно имеются ваши данные;
- не при каких обстоятельствах не сообщать данные вашей банковской карты, а так же секретный код на оборотной стороне карты;
- хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем случае не писать пин-код на самой банковской карте;
- не сообщать пин-код третьим лицам;
- остерегаться «телефонных» мошенников, которые пытаются ввести вас в заблуждение;
- лучше избегать телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка, не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку;
- внимательно читайте СМС сообщения приходящие от банка;
- никогда и никому не сообщайте пароли, и секретные коды, которые приходят вам в СМС сообщении от банка;
- помните, что только мошенники спрашивают секретные пароли, которые приходят к вам в СМС сообщении от банка;
- сотрудники банка никогда не попросят вас пройти к банкомату, если вас попросили пройти с банковской картой к банкомату, то это очевидно мошенники;
- не покупайте в интернет – магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это очевидно мошенники;
- никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит сделать ваш знакомый в социальной сети, возможно мошенники взломали аккаунт, сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте, действительно ли он просит у вас деньги;
- в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные сайты;
- действуйте обдуманно, не торопливо, помните, что «Бесплатный сыр только в мышеловке».
В случае малейших подозрений на обман необходимо незамедлительно сообщать об этом в правоохранительные органы, например, по телефонам «02» или «112».